КАК ОБЩАТЬСЯ С ПРИЕМНЫМ РЕБЕНКОМ
Содержание:
1.        Работа с домашним заданием - работа с тестом
2.        Новый материал: КАК ОБЩАТЬСЯ С ПРИЕМНЫМ РЕБЕНКОМ
3.        Вопросы для самопроверки
4.Домашнее задание

1.        Работа с домашним заданием
А сейчас сверьте свои ответы по тесту, который Вы сделали дома, с ключом и оцените свои результаты
Ключ к упражнению "Слушать чувства"
1. а) радость; б) облегчение.
2. а) гордость; б) удовлетворение (приятно).
3. а) страх, боязнь; б) тревога.
4. а) скука; б) поставлен в тупик.
5. а) неуверенность; б) обескураженность,
6.а) чувство затруднения; б) чувствует свое поражение.
7.а) одиночество; б) покинутость.
8.а) чувство родительской несправедливости; б) компетентность, уверенность в своих силах.
9.а) вина; б) сожаление о своих действиях.
10.а) сопротивление вмешательству родителей.
11.а) сомнение; б) неуверенность.
12.а) злость, ненависть; б) чувство несправедливое
13.а) чувство компетентности; б) уверенность в своих способностях.
14.а) беспомощность; б) неуверенность в своих способностях.
15.а) боль; б) злость, чувствует, что его не любят.
16.а) разочарование; б) желание все бросить.
17.а) желание пойти; б) боязнь.
18.а) злость, гнев; б) обида.
19.а) одобрение; б) благодарность, радость.
20.а) неуверенность; б) сомнения.

Оценка результатов:
4 балла - за ответ, совпадающий с ключом;
2 балла - за ответ, частично совпадающий с ключом
(точно указано только одно чувство);
0 баллов - неправильный ответ.
Подсчитывается общий балл
61-80 - высокий уровень узнавания чувств;
41-60 - выше среднего;
21-40 - ниже среднего;
0-20 - плохое узнавание.
Если Ваш результат выше 40 баллов, то Вас можно поздравить. Вы действительно стараетесь понять, что Вам говорит ребенок. Если результат ниже 40 баллов, то попро-буйте выполнить тест снова. Крайне важно понимать, что действительно тебе хочет сообщить ребенок, что он при этом чувствует.


2.        НОВЫЙ МАТЕРИАЛ: КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА МОГУТ ПОМОЧЬ:
ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ, РАЗГОВОР НА ЯЗЫКЕ ПРИНЯТИЯ.
А ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ - "Я-СООБЩЕНИЯ".

"Что значит хорошо слушать?"
Прежде всего, обратите внимание на то, чтобы:
Вы и ребенок находились позиция лицом к лицу; Ваши глаза  - напротив глаз ребенка, Вы с интересом слушаете о том, что он Вам говорит.
Очень Важно:
1) Ваша теплая улыбка;
2)Голова, склоненная на правый бок;
3) Ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;
4) Дистанция в пространстве между Вами и ребенком должна быть в пределах 50-70 см

СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ - РАЗЛИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ.
СЛЫШАТЬ - РАЗЛИЧАТЬ, ВОСПРИНИМАТЬ ЧТО-ТО СЛУХОМ.
СЛУШАТЬ - НАПРАВЛЯТЬ СЛУХ НА ЧТО-то (по словарю Ожегова).

СЛУШАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПАССИВНЫМ (БЕЗМОЛВНЫМ)
Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, то достаточно  поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия, ответы "Да, да", "Я тебя слушаю".

СЛУШАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ АКТИВНЫМ
Если необходимо обсудить с ребенком проблему, необходимо, чтобы он прислушался к мнению родителей, то лучше всего пользоваться следующими приемами:
ПЕРЕСКАЗ (ПОЛНЫЙ И КРАТКИЙ), ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ, УТОЧНЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА.
  Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут "влезть в шкуру" ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.

ПЕРЕСКАЗ - изложение своими словами того, что сказал ребенок.
Ключевые слова: "Ты говоришь...", "Как я понимаю...", "Другими словами, ты считаешь…". Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Конечно, при этом совсем не стоит становиться "родителем-попугаем".
Пересказ - это своеобразная обратная связь с ребенком: "Я тебя слышу, слушаю и понимаю".

Часто именно из-за того, что родители не используют прием пересказа, дети по несколько раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза.
УТОЧНЕНИЕ (ВЫЯСНЕНИЕ) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо ("Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?", "Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?"). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека. "Объясни, пожалуйста, что это значит?", "Не повторишь ли еще раз?", "Может быть, расскажешь про это поподробнее?"
Уточнение следует отличать от ВЫСПРАШИВАНИЯ ("А зачем ты это сказал?", "Почему ты его обидел?"). На этапе слушания выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ - проговаривание чувств, которые испытывает другой человек: "Мне кажется, ты обижен", "Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным". Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.
ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА - проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой "закадровый перевод" можно осуществить. Например, у фразы "Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?" подтекст может быть таким: "Ты бы меня похвалила" или еще глубже: "Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку". Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка.  И уж, конечно, проговаривание НЕ ДОЛЖНО ПРЕВРАЩАТЬСЯ В ОЦЕНИВАНИЕ, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, "Ты мог бы быть и поскромнее"). ОЦЕНИВАНИЕ У ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА БЛОКИРУЕТ ЖЕЛАНИЕ РАССКАЗЫВАТЬ О ПРОБЛЕМЕ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА -  используется в продолжительных беседах или переговорах: "Итак, мы договорились с тобой, что...", "Твоими основными идеями являются...". Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.
ПРАВИЛА ХОРОШЕГО СЛУШАНИЯ
КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ
Есть 2 формы обращения к другому человеку:
ТЫ-СООБЩЕНИЕ И Я-СООБЩЕНИЕ.
ТЫ-СООБЩЕНИЯ часто вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель. ПРИМЕРЫ ТЫ-СООБЩЕНИЯ: "Ты всегда оставляешь грязь в комнате", "Ты никогда не выносишь мусор", "Прекрати это делать".
Я-СООБЩЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА, ЕСЛИ НУЖНО ИЗМЕНИТЬ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ. ПОЗВОЛЯЮТ СОХРАНЯТЬ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ.
Я-СООБЩЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ:
   1. событие (когда..., если...): КОГДА Я ВИЖУ ГРЯЗНЫЕ РУКИ,
   2.ваша реакция (я чувствую...): У МЕНЯ МУРАШКИ ПО СПИНЕ БЕГАЮТ"
   3.предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; я предпочел...; я был бы рад...) МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ТЫ МЫЛ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ.
   В ОБЩЕНИИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕ ПОЛНУЮ ФОРМУ Я-СООБЩЕНИЯ, А УКОРОЧЕННУЮ: "МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ О ТОМ, КТО ВЫНОСИТ МУСОР".
Первоочередная цель я-высказываний - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Пример. КАК ЗАМЕНИТЬ ТЫ-СООБЩЕНИЕ НА Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Ты-сообщение, посланное родителем ребенку: "С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь".
Так его нужно переформулировать в я-сообщение: "КОГДА Я ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ С ТОБОЙ ЧЕМ-ТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ И ВИЖУ, ЧТО ТЕБЕ ЭТО НЕ ИНТЕРЕСНО, У МЕНЯ ВСЕ ВАЛИТСЯ ИЗ РУК, И МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ТЫ МЕНЯ ВЫСЛУШАЛ".
Ты-сообщение, посланное родителем ребенку: "Шнурки ты завязывать не можешь, куртку застегивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?".
Так его нужно переформулировать в я-сообщение: "Я ТАК УСТАЮ ВСЕ ВРЕМЯ ЗАВЯЗЫВАТЬ ТЕБЕ ШНУРКИ, КАК БЫ МНЕ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ТЫ НАУЧИЛСЯ ДЕЛАТЬ ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНО".

ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ
Для ребенка, пережившего различные психологические травмы с раннего детства, очень важно принятие со стороны новых родителей и других членов семьи. Чтобы показать ребенку, что ты его принимаешь, лучше всего и говорить с ним на так называемом языке принятия. Одну и ту же мысль можно выразить как на языке принятия, так и непринятия.
Как же говорить на языке принятия?
Например, на языке принятия мы оцениваем поступок, а не личность ребенка:
Говорим с ним на "временном", а не на "постоянном" языке:
    На языке поз и жестов мы так же сообщаем о принятии и непринятии ребенка с помощью улыбки, взглядов, жестов, интонации, позы.

Приведем маленький словарь двух языков.

"ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ"
"ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ"
Как нужно говорить с ребенком
Как нельзя говорить с ребенком
Оценка поступка, а не личности
Отказ от объяснений
Похвала
Негативная оценка личности
Комплимент
Сравнение не в лучшую сторону
Временный язык
Постоянный язык
Ласковые слова
Указание на несоответствие
родительским ожиданиям

Поддержка
Отрицательные отзывы о кровных родителях приемных детей
Игнорирование

Выражение заинтересованности
Команды
Сравнение с самим собой
Приказы
Одобрение
Подчеркивание неудачи
Согласие
Оскорбление
Поглаживание, приятные для ребенка телесные контакты
Угроза
Улыбка
Наказание
Контакт глаз
"Жесткая" мимика
Доброжелательные интонации
Угрожающие позы

Негативные интонации
Сейчас рассмотрим часто встречаемые ситуации нежелания ребенка выполнить просьбу (задание) взрослого. Они создают для приемных родителей наибольшие трудности в воспитании. Взрослым нередко хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения. Дети начинают выражать претензии, а мудрые родители должны вывести ситуацию из зоны конфликта. Рассмотрим следующие примеры.
ответ на языке принятия: "Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь";
ответ на языке непринятия: "Ты надоел мне своим ворчанием";
ответ на языке принятия: "Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?
ответ на языке непринятия: "Пока не наденешь, никуда не пойдешь;
ответ на языке принятия: "У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая";
ответ на языке непринятия: "Лентяйка, как тебе не стыдно. Мы столько для тебя делаем";
ответ на языке принятия: "Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться;
ответ на языке непринятия: "Я сказала. Немедленно ложись спать";
ответ на языке принятия: "У тебя есть право не есть то, что тебе противно, но другие могут думать совсем по-иному, для меня, например, он даже приятен";
ответ на языке непринятия: "Ешь, что дают";
ответ на языке принятия: "Понимаю, не всегда хочется читать вслух, но мне так интересно послушать, обсудить с тобой, что там написано";
ответ на языке непринятия: "Давай, читай, а то завтра опять двойку получишь".

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Если ребенок рассказывает о своих травматических переживаниях, то необходимо использовать
1        Приемы активного слушания        
2        Приемы пассивного (безмолвного) слушанья        

Правильный ответ - №2, 5 баллов

2.Если ребенок сбивчиво рассказывает о событии, сам не может разобраться в собственных чувствах и мыслях, то необходимо использовать

1        ПЕРЕСКАЗ
2        УТОЧНЕНИЕ
3        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
4        ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
5        ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА

Правильный ответ - №1, 5 баллов

3. Если Вам и самому ребенку, рассказывающему о чем-то, не совсем понятно о чем идет речь, то необходимо использовать

1        ПЕРЕСКАЗ        
2        УТОЧНЕНИЕ        
3        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА        
4        ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ        
5        ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА        

Правильный ответ - №2, 5 баллов

4. Если ребенок расстроен, то, чтобы успокоить его и выяснить, что случилось необходимо использовать

1        ПЕРЕСКАЗ        
2        УТОЧНЕНИЕ        
3        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА        
4        ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ        
5        ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА        

Правильный ответ - №4, 5 баллов

5. Если необходимо выяснить, что на самом деле хочет сказать ребенок, то необходимо использовать

1        ПЕРЕСКАЗ        
2        УТОЧНЕНИЕ        
3        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА        
4        ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ        
5        ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА        

Правильный ответ - №5, 5 баллов

6. Когда необходимо о чем-то договориться с ребенком, то нужно использовать

1        ПЕРЕСКАЗ        
2        УТОЧНЕНИЕ        
3        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА        
4        ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ        
5        ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА        

Правильный ответ - №3, 5 баллов

7. Ты-высказывание отличается от Я-высказывания тем, что

1        Я-высказывания не обижают ребенка        
2        Ты-высказывание позволяет сообщить ребенку о своих чувствах        
3        Я-высказывание состоит из 3-х частей        

Правильные ответы - №1,3, каждый правильный ответ - 5 баллов

8. Выделите, пожалуйста, фразы ЯЗЫКА ПРИНЯТИЯ

1        Мне жаль, что ты не дал мальчику покататься на своем велосипеде        
2        Ты очень жадный мальчик        
3        Сегодня у тебя эта контрольная не удалась        
4        У тебя никогда ничего не получается как следует        
5        У тебя есть право не делать то, что тебе неприятно, но другие могут думать совсем по-иному        
6        Делай, что говорят        

Правильные ответы - №1,3,5 каждый правильный ответ - 5 баллов

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
В течение недели используйте приемы активного (пересказ, уточнение, подведение итога, отражение чувств, проговаривание подтекста) и пассивного слушания (безмолвное слушание), Я-высказывания, язык принятия и отмечайте результат в таб-лице. Записываем результат следующим образом: номер приема,  который был использован: 1.пересказ, 2.уточнение, 3. подведение итога, 4. отражение чувств, 5. проговаривание подтекста, 6. безмолвное слушание, 7.Я-высказывания, 8. язык принятия и рядом ставить + или - , +, если получилось, -, если не получилось. Например, Вы использовали пересказ. Вы ставите в соответствующий столбик и строчку №1, +, если был достигнут результат, -, если нет.

Дни недели
Муж (жена)
Дети


Родители
Другие люди
Понедельник




Вторник




Среда




Четверг




Пятница




Суббота




Воскресенье