Сейчас рассмотрим часто встречаемые ситуации нежелания ребенка выполнить просьбу (задание) взрослого. Они создают для приемных родителей наибольшие трудности в воспитании. Взрослым нередко хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения. Дети начинают выражать претензии, а мудрые родители должны вывести ситуацию из зоны конфликта. Рассмотрим следующие примеры.
- Тебе все можно, а мне ничего нельзя
ответ на языке принятия: "Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь";
ответ на языке непринятия: "Ты надоел мне своим ворчанием";
- Не надену куртку, даже если холодно.
ответ на языке принятия: "Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?
ответ на языке непринятия: "Пока не наденешь, никуда не пойдешь;
- Почему я должна это делать?
ответ на языке принятия: "У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая";
ответ на языке непринятия: "Лентяйка, как тебе не стыдно. Мы столько для тебя делаем";
ответ на языке принятия: "Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться;
ответ на языке непринятия: "Я сказала. Немедленно ложись спать";
- Я не буду есть этот ваш противный лук
ответ на языке принятия: "У тебя есть право не есть то, что тебе противно, но другие могут думать совсем по-иному, для меня, например, он даже приятен";
ответ на языке непринятия: "Ешь, что дают";
- Не буду читать вслух по литературе.
ответ на языке принятия: "Понимаю, не всегда хочется читать вслух, но мне так интересно послушать, обсудить с тобой, что там написано";
ответ на языке непринятия: "Давай, читай, а то завтра опять двойку получишь".
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Если ребенок рассказывает о своих травматических переживаниях, то необходимо использовать
1 Приемы активного слушания
2 Приемы пассивного (безмолвного) слушанья
Правильный ответ - №2, 5 баллов
2.Если ребенок сбивчиво рассказывает о событии, сам не может разобраться в собственных чувствах и мыслях, то необходимо использовать
1 ПЕРЕСКАЗ
2 УТОЧНЕНИЕ
3 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
4 ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
5 ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА
Правильный ответ - №1, 5 баллов
3. Если Вам и самому ребенку, рассказывающему о чем-то, не совсем понятно о чем идет речь, то необходимо использовать
1 ПЕРЕСКАЗ
2 УТОЧНЕНИЕ
3 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
4 ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
5 ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА
Правильный ответ - №2, 5 баллов
4. Если ребенок расстроен, то, чтобы успокоить его и выяснить, что случилось необходимо использовать
1 ПЕРЕСКАЗ
2 УТОЧНЕНИЕ
3 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
4 ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
5 ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА
Правильный ответ - №4, 5 баллов
5. Если необходимо выяснить, что на самом деле хочет сказать ребенок, то необходимо использовать
1 ПЕРЕСКАЗ
2 УТОЧНЕНИЕ
3 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
4 ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
5 ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА
Правильный ответ - №5, 5 баллов
6. Когда необходимо о чем-то договориться с ребенком, то нужно использовать
1 ПЕРЕСКАЗ
2 УТОЧНЕНИЕ
3 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
4 ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
5 ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА
Правильный ответ - №3, 5 баллов
7. Ты-высказывание отличается от Я-высказывания тем, что
1 Я-высказывания не обижают ребенка
2 Ты-высказывание позволяет сообщить ребенку о своих чувствах
3 Я-высказывание состоит из 3-х частей
Правильные ответы - №1,3, каждый правильный ответ - 5 баллов
8. Выделите, пожалуйста, фразы ЯЗЫКА ПРИНЯТИЯ
1 Мне жаль, что ты не дал мальчику покататься на своем велосипеде
2 Ты очень жадный мальчик
3 Сегодня у тебя эта контрольная не удалась
4 У тебя никогда ничего не получается как следует
5 У тебя есть право не делать то, что тебе неприятно, но другие могут думать совсем по-иному
6 Делай, что говорят
Правильные ответы - №1,3,5 каждый правильный ответ - 5 баллов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
В течение недели используйте приемы активного (пересказ, уточнение, подведение итога, отражение чувств, проговаривание подтекста) и пассивного слушания (безмолвное слушание), Я-высказывания, язык принятия и отмечайте результат в таб-лице. Записываем результат следующим образом: номер приема, который был использован: 1.пересказ, 2.уточнение, 3. подведение итога, 4. отражение чувств, 5. проговаривание подтекста, 6. безмолвное слушание, 7.Я-высказывания, 8. язык принятия и рядом ставить + или - , +, если получилось, -, если не получилось. Например, Вы использовали пересказ. Вы ставите в соответствующий столбик и строчку №1, +, если был достигнут результат, -, если нет.